Многие дети с удовольствием участвуют в спектаклях: надевают костюмы, говорят и действуют от имени сказочных персонажей. Однако для некоторых дошкольников выход на сцену — серьёзное испытание. Поэтесса Л. Фадеева в стихотворении «Первое выступление» очень точно передала эмоциональное состояние ребёнка в такой момент:

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу:

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, мы используем кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от её имени, ребёнок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примеривать на себя разные модели социального поведения.

Регулярные занятия с театральными куклами помогают детям преодолеть свой страх и стеснение, решиться выступить перед залом, громко и выразительно произнести текст и услышать в свой адрес первые аплодисменты.

В работе со старшими дошкольниками мы используем разных кукол: перчаточных («живая рука»), тростевых, ростовых, кукол-марионеток и др. Каждый вид кукольного театра имеет свои особенности.

Управление верховыми куклами на гапите (тростевыми) требует выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как актёр должен вести свой персонаж по краю ширмы, не облокачиваясь на неё, Чтобы облегчить управление тростевыми куклами, их делают лёгкими.

На первом этапе дети знакомятся с театральной ширмой, узнают, что её край называется «грядкой». Артист, находящийся за ширмой, держит гапит вертикально. Кукла, двигаясь по «грядке», должна появляться постепенно: вначале зрители видят её голову, затем плечи, и только потом кукла предстаёт перед ними, возвышаясь над ширмой на 2/3 своего роста. Уходить с ширмы кукла должна также постепенно.

Актёр внимательно следит за тем, чтобы кукла не проваливалась за ширму и гапиты не были видны зрителям.

Дошкольники учатся передавать движения персонажа: если кукла — дед или баба, её «походка» должна быть медленной, размеренной, кукла-ребёнок двигается быстро, заяц прыгает, медведь идёт вперевалку и т.п.  

Также дети узнают: если кукла «разговаривает», она слегка двигается, а та, которая в этот момент её «слушает», прекращает движение. Этот приём позволяет зрителям понять, какой из персонажей произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны, повернувшись всем корпусом, смотреть друг на друга.

Навыки вождения верховых кукол на гапите дети осваивают постепенно. В этом им помогают этюды.

Врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Чаще всего при постановке кукольных спектаклей в дошкольных учреждениях используются перчаточные куклы («живая рука»), предназначенные для одного актёра. Но длительные действия с вытянутой над головой рукой ребёнку противопоказаны. Поэтому наиболее подходящими для детей дошкольного возраста признаны театр ростовых кукол и театр марионеток.

Способ вождения ростовых кукол прост. Тонкую резинку, прикреплённую к голове персонажа, ребёнок надевает на шею (при этом голова куклы не должна провисать или давить на шею актёра), ладони вставляет под резинки, пришитые к рукам куклы, у некоторых ростовых кукол есть башмаки без пяток, которые закрепляются на ногах актёров резинками. Ведя перед собой такую куклу, ребёнок может прыгать, бегать, читать стихи, петь.

Следует помнить, что такие куклы всегда должны быть повёрнуты лицом к зрителям.

Ещё одним доступным для дошкольников видом кукольного театра является театр марионеток. С помощью большой иглы проденьте прочную нить или леску снизу вверх через голову куклы, сделайте на расстоянии 30—35 см от макушки петлю. Надев эту петлю на палец, можно легко управлять куклой.

В качестве сцены для театра марионеток используется пол, покрытый тканью. Например, если действие спектакля происходит на морском дне, для его изображения можно использовать ткань синего цвета, оформив её цветными лоскутками, имитирующими камни и водоросли. На стулья, расставленные полукругом, садятся актёры. Их ноги закрыты светлой тканью, на фоне которой яркие куклы-марионетки хорошо видны зрителям.

Управлять куклами-марионетками, сделанными из конусов, несложно, но дети должны быть собранными и внимательными, так как любое резкое движение разрушает иллюзию реальности персонажей.

Дома с детьми родители могут не только обсудить предстоящий спектакль, но и поработать над управлением куклой, отработать интонации персонажа, доделать костюм и т.д.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что оценки мамы или папы оказывают существенное влияние на ребёнка (быстрее всего развиваются те навыки, которые больше нравятся родителям и приветствуются ими).

От родителей не требуются специальные знания и умения. Главное — разделить чувства и впечатления ребёнка, проявить интерес к его участию в театрализованной деятельности.

дети