Проект
«Приключения светофора»
Актуальность:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ д/с № 12 «Светлячок» г.Зверево в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В рамках реализации работы в этом направлении создан проект «Приключения Светофора».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Цель: создание условий для эффективной работы с семьей, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения;
2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
3. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемый результат:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Появление интереса у родителей к проблемам профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей.
Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инспектор ГИБДД.
Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Новизна: Система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческий подход к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Технология проекта:
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Процесс реализации этого проекта предполагает: проведение анкетирования, создание газет и альбомов с фотографиями мероприятий, тесное сотрудничество со средствами массовой информации, съемки праздников и многое другое. Целесообразно проведение мониторинга родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Проектные мероприятия с детьми
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Серия занятий «Я – пешеход»: Занятие «Красный, жёлтый, зелёный» - 2 мл.группа (Приложение 1); Занятие «Увлекательное путешествие на вертолёте ДПС» - средняя группа (Приложение 2); Занятие «Беседа о правилах дорожного движения» - старшая группа (Приложение 3); Занятие «Весёлая азбука дорожного движения» - подготовительная группа (Приложение 4). |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели |
2. |
«Минутка безопасности». |
Воспитатели |
|
3. |
Проведение тематических недель: |
Старший воспитатель, воспитатели |
|
4. |
Экскурсии по улицам города, прогулки (Приложение 10). |
Воспитатели |
|
5. |
Встречи с сотрудниками ГИБДД. |
Воспитатели |
|
6. |
Подготовка и показ театрализованных представлений « Про кота Мурлыку и автомобиль», «Дорожная стрелка», «Путешествие в страну дорожного движения», «Приключение мухи и хитрости паука на дороге», «Теремок» (Приложение 5). |
Заведующая, старший воспитатель |
|
7. |
Конкурсы детского творчества: «За безопасность на дороге». |
Воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
|
8. |
Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка”. |
Воспитатели |
|
9. |
Просмотр DVD фильмов «Азбука безопасности». |
Воспитатели |
|
10. |
Утренник «Дорожная азбука» (Приложение 6); Познавательный конкурс «Правила дорожного движения» (Приложение 7); Спортивный досуг «В гостях у Светофора» (Приложение 8); Дидактические игры по ПДД (Приложение 9).
|
Воспитатели |
|
11. |
Участие в городских и областных акциях по БДД. |
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
|
12. |
Чтение художественной литературы. |
Воспитатели |
|
13. |
Диагностика умений детей по ПДД. |
В конце учебного года |
Воспитатели |
Проектных мероприятий с родителями
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Педагогическое просвещение родителей посредством проведения: Родительских собраний (с приглашением сотрудников ГИБДД); Устного журнала «Родителям о безопасности дорожного движения»; Проведения семейных мастер-классов «За безопасность движения всей семьёй»; Изготовление буклетов «Письмо водителю»; Проведение викторины для детей и родителей «В гостях у светофора» ; «Не огорчайте маму»; Показа открытых мероприятий, КВНов по правилам дорожного движения; Выступления агитбригады; Изготовление и демонстрация костюмов к городским акциям по ПДД. |
В ходе реализации проекта |
Заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
2. |
Проведение консультаций: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки»; «Вы, ребенок и автомобиль», «О безопасности дорожного движения» (Приложение 11). |
1 раз в квартал |
Воспитатели |
3. |
Оформление в родительских уголках рубрики «Рекомендации по обучению детей ПДД », «Внимание – дорога», «Ребенок в машине» и т.д. ( Приложение 12). |
1 раз в квартал |
Воспитатели |
4. |
Анкетирование родителей « Я и мой ребенок на улице» ( Приложение 13). |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели |
5. |
Социологический опрос. |
Вначале проекта и в заключении |
Воспитатели |
6. |
Тренинг «Как учить правилам движения». |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели, инспектор ГИБДД |
7. |
Выставка семейного творчества. Изготовление поделок по теме «Пешеходный переход». |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели |
8. |
Составление карты-схемы «Безопасный путь в детский сад». |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели |
9 . |
Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели |
Заключение
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МБДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения. Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Библиографический список используемой литературы
1. Арнаутова Е. П., Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. ,1994.
2. Арнаутова Е. П., Педагог и семья. – М. , 2002.
3. Белая К. Ю., Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. , 2004.
4. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю., Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М. ,2004.
5. Бочкарева О.И., Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Деркунская В. А., Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика., 2006, №5.
7. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ «Сфера», 2008.
8. Зенина Т. Н., Родительские собрания в детском саду. – М. ,2006.
9. Козлов А. В., Дешеулина Р. П., Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. ,2000.
10. Лиханов А. А., Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
12. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением., 2008., №3.
13. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2010.
14. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2010.
15. Хромцова Т. Г., Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Приложения к проекту:
Приложение 1 - Занятие «Красный, жёлтый, зелёный» для второй младшей группы
Приложение 2 - Занятие «Увлекательное путешествие на вертолёте ДПС» для средней группы
Приложение 3 - Занятие «Беседа о правилах дорожного движения» для старшей группы
Приложение 4 -Занятие «Весёлая азбука дорожного движения» для подготовительной группы
Приложение 5 - Мини-спектакль «Теремок»
Приложение 6 - Утренник «Дорожная азбука»
Приложение 7 - Познавательный конкурс «Правила дорожного движения»
Приложение 8 - Спортивный досуг «В гостях у Светофора»
Приложение 9 - Дидактические игры по ПДД
Приложение 10 - Прогулка
Приложение 11 - Консультации для родителей «О безопасности дорожного движения»
Приложение 12 - Оформление рубрик ПДД в родительских уголках
Приложение 13 - Анкетирование родителей « Я и мой ребенок на улице»