Проект

 «Приключения светофора»

ПДД. Учебное пособие для автошкол. Вождение 2011, DOCX, PDF, MP3 TORRENTS.TJ

 Актуальность:

         Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как  к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

         Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

         Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ д/с № 12 «Светлячок» г.Зверево в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

         В рамках реализации работы в этом направлении  создан  проект  «Приключения Светофора».

         Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

         Цель: создание условий для эффективной работы с семьей, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

         Задачи:

1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения;

2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

3. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Прогнозируемый результат:

- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

- Появление интереса у родителей к проблемам профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей.

Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инспектор ГИБДД.

Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

         Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

         Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения  безопасности  дошкольников на дорогах и улицах города.

         Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

         Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

         Новизна: Система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческий подход к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

         Технология проекта:

         Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.  Процесс реализации этого проекта предполагает: проведение анкетирования, создание газет и альбомов с фотографиями мероприятий, тесное сотрудничество со средствами массовой информации,  съемки праздников и многое другое. Целесообразно проведение  мониторинга родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.

         Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка  важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Проектные мероприятия с детьми

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Серия занятий «Я – пешеход»:

Занятие «Красный, жёлтый, зелёный» - 2 мл.группа (Приложение 1);

Занятие «Увлекательное путешествие на вертолёте ДПС» - средняя группа

(Приложение 2);

Занятие «Беседа о правилах дорожного движения» - старшая группа (Приложение 3);

Занятие «Весёлая азбука дорожного движения» - подготовительная группа (Приложение 4).

В ходе реализации проекта

 Воспитатели

2.

«Минутка безопасности».

 Воспитатели

3.

Проведение тематических недель:
«Дорога и мы»
«Неделя безопасности» и т.д.

Старший воспитатель,  воспитатели

4.

Экскурсии по улицам города, прогулки (Приложение 10).

 Воспитатели

5.

Встречи с сотрудниками ГИБДД.

 Воспитатели

6.

Подготовка и показ театрализованных представлений  « Про кота Мурлыку и автомобиль», «Дорожная стрелка», «Путешествие  в страну дорожного движения», «Приключение мухи и хитрости паука на дороге», «Теремок»

(Приложение 5).

Заведующая, старший воспитатель

7.

Конкурсы детского творчества:
«В стране дорожных знаков»,
«Безопасная дорога глазами детей»,

«За безопасность на дороге».

Воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования

8.

Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка”.

 Воспитатели

9.

Просмотр DVD фильмов «Азбука безопасности».

 Воспитатели

10.

Утренник «Дорожная азбука»

(Приложение 6);

Познавательный конкурс «Правила дорожного движения»

(Приложение 7);

Спортивный досуг «В гостях у Светофора» (Приложение 8);

Дидактические игры по ПДД (Приложение 9).

 

 Воспитатели

11.

Участие в городских и областных акциях по БДД.  

Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования

12.

Чтение художественной литературы.

 Воспитатели

13.

Диагностика умений детей по ПДД.

В конце учебного года

Воспитатели

 

                        Проектных мероприятий с родителями

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Педагогическое просвещение родителей посредством проведения:

Родительских собраний (с приглашением сотрудников ГИБДД);

Устного журнала «Родителям о безопасности дорожного движения»;

Проведения семейных  мастер-классов «За безопасность движения всей семьёй»;

Изготовление буклетов «Письмо водителю»;

Проведение викторины для детей и родителей «В гостях у светофора» ;

«Не огорчайте маму»;

Показа открытых мероприятий,

КВНов по правилам дорожного движения;

Выступления   агитбригады;

Изготовление и демонстрация костюмов к городским акциям по ПДД.

В ходе реализации проекта

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования

2.

Проведение консультаций:

 «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки»;

 «Вы, ребенок и автомобиль»,

 «О безопасности дорожного движения» (Приложение 11).

1 раз в квартал

Воспитатели

3.

Оформление в родительских уголках рубрики «Рекомендации по обучению детей ПДД », «Внимание – дорога», «Ребенок в машине» и т.д. ( Приложение 12).

1 раз в квартал

Воспитатели

4.

Анкетирование родителей « Я и мой ребенок на улице»  

( Приложение 13).

В ходе реализации проекта

Воспитатели

5.

Социологический опрос.

Вначале проекта и в заключении

Воспитатели

6.

Тренинг «Как учить правилам движения».

В ходе реализации проекта

Воспитатели, инспектор ГИБДД

7.

Выставка семейного творчества. Изготовление поделок по теме «Пешеходный переход».

В ходе реализации проекта

Воспитатели

8.

Составление карты-схемы  «Безопасный путь в детский сад».

В ходе реализации проекта

Воспитатели

9 .

Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД

В ходе реализации проекта

Воспитатели

Заключение

         Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

         Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

         Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МБДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

         Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств,  творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

           Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения. Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

 

Библиографический список используемой литературы

1. Арнаутова Е. П., Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. ,1994.

2. Арнаутова Е. П., Педагог и семья. – М. , 2002.

3. Белая К. Ю., Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. , 2004.

4. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю., Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М. ,2004.

5. Бочкарева О.И., Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

6. Деркунская В. А., Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика., 2006, №5.

7. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ «Сфера», 2008.

8. Зенина Т. Н., Родительские собрания в детском саду. – М. ,2006.

9. Козлов А. В., Дешеулина Р. П., Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. ,2000.

10. Лиханов А. А., Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.

12. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением., 2008., №3.

13. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2010.

14. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2010.

15. Хромцова Т. Г., Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

 

Приложения к проекту:

Приложение 1   - Занятие «Красный, жёлтый, зелёный» для второй младшей  группы

Приложение 2   - Занятие «Увлекательное путешествие на вертолёте ДПС» для средней группы

Приложение 3   - Занятие «Беседа о правилах дорожного движения» для старшей группы

Приложение 4   -Занятие «Весёлая азбука дорожного движения» для подготовительной группы 

Приложение 5   - Мини-спектакль «Теремок»

Приложение 6   - Утренник «Дорожная азбука»

Приложение 7   - Познавательный конкурс «Правила дорожного движения»

Приложение 8   - Спортивный досуг «В гостях у Светофора»

Приложение 9   - Дидактические игры по ПДД

Приложение 10 - Прогулка

Приложение 11 - Консультации для родителей «О безопасности дорожного движения»

Приложение 12 - Оформление рубрик ПДД в родительских уголках

Приложение 13 - Анкетирование родителей « Я и мой ребенок на улице» 

дети