Сюжетно-ролевая игра
по обучению правилам безопасного поведения на дороге
детей старшего дошкольного возраста
с элементами театрализации
АВТОМОБИЛИСТЫ и ПЕШЕХОДЫ
Цель: закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать.
Задачи:
1.Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
2.Создать условия для развития у детей приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности.
3.Воспитать осознанное отношение к нормам и правилам поведения пешеходов, пассажиров и водителей.
4.Развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.
5.Воспитывать смелость, находчивость, умение естественно вести себя в различных ситуациях, принимать правильные решения.
Активизация словаря: тротуар, проезжая часть, автострада, переход, светофор, правила дорожного движения.
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми на темы: «Наш город», «Где и как переходить улицу», «Поведение на улице», «Мы пассажиры» (Приложение 1).
2. Экскурсии и целевые прогулки к светофору.
3. Знакомство с дорожными знаками и правилами дорожного движения в процессе дидактических игр «Найди и расскажи», «Кто быстрее нарисует знак», «Наша улица», «Светофор» и т.д. (Приложение 2).
4. Чтение детям рассказа Житкова «Светофор», сказки Клименко «Зайка – велосипедист», «Кто важнее всех на улице», произведения Сироткина «Твой товарищ – светофор».
5. Показ детям диафильмов «Трудный день», «Урок для Всеволода».
6. Подготовка атрибутов для игры:
- машины, автобусы;
- знаки дорожного движения;
- светофор;
- костюм лягушонка;
- импровизированное болото;
- декорации, изображающие город.
Ход игры
(Декорации – пруд, зеленый луг. Звучит музыка “Звуки природы”. Ребенок в костюме лягушонка сидит на травке, ловит мошек, весело квакает.)
1-й чтец: История, которую сегодня мы расскажем,
(Задумайтесь, ребята!)
Чтецы хором: Могла случиться с каждым.
2-й чтец: Родился Лягушонок
За городом, в пруду.
Он рос у папы с мамой
Все время на виду.
3-й чтец: Но как-то оказался
Один на берегу,
И про себя решил он:
Возьму и убегу!
Лягушонок: Пусть взрослые лягушки
Сидят себе в пруду.
Когда я нагуляюсь,
Тогда домой приду
4-й чтец: И квакнув: – До свиданья! –
Все дальше прыг да прыг!
Широкой автострады
Он к вечеру достиг.
(Лягушонок выпрыгивает на «дорогу». Звучит фонограмма “Звуки города” или похожая по окраске музыка. Лягушонок напуган, оглядывается по сторонам. По дороге едут машины.)
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим оживленное движение на шоссе. Водители, пассажиры и пешеходы соблюдайте правила дорожного движения, будьте осторожны!
(Дети выбирают для себя роли: светофор, дорожные знаки, пешеходы, пассажиры, водители).
По гладкому асфальту
Неслись машины в ряд,
Они жучков и мошек
Давили всех подряд.
Нa это Лягушонок
Не в силах был смотреть,
Ведь мог он точно так же
Бесславно умереть!
Но тут наш лягушонок
Увидел детский сад
Весёлую ватагу
Зверевских ребят.
Ребята пригласили
С ними поиграть.
Правила движения
Вместе изучать.
Мимо ехали машины,
И шуршали тихо шины.
Светофор моргнул и – раз!
Он зажег зеленый глаз!
Полосатый переход
Пешеходов разных ждет:
Идет с коляской мама,
Идет с собачкой дама,
Несет малыш игрушку,
Две девочки идут,
Машины смирно ждут.
Светофор: «Если свет зажегся красный
Значит, двигаться опасно
Свет зеленый горит:
«Проходите, путь открыт»
(Дети переходят дорогу, последним – лягушонок)
Лягушонок: Ой, а это что за знак?
Что-то не пойму никак.
Знак «Пешеходный переход»: Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак «Движение запрещено»:Я серьёзный знак и строгий,
Коль стою я на дороге,
Говорю я вам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»
Знак «Обгон запрещен»: Я любителей обгона
Объявляю вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!
Знак «Движение без остановки запрещено»:
Здесь, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.
Знак «Остановка запрещена»:Здесь машину не грузи,
Не паркуй, не тормози.
Этот знак всем говорит:
«Тот не прав, кто здесь стоит!»
Знак «Стоянка запрещена»: Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай
И скорее уезжай!
Воспитатель:
– Ребята, улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твердо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться машин.
Лягушонок: Я сначала очень испугался. Но теперь я знаю правила дорожного движения.
Воспитатель: Давайте повторим эти правила. (Дети повторяют правила)
Правило 1: пешеходы должны ходить только по тротуару.
Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочине с левой стороны идут навстречу транспорту.
Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а потом направо.
Правило 4: переходить улицу нужно по пешеходному переходу.
Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрестке помогает светофор.
Воспитатель:
Что бы вы посоветовали Лягушонку? (Не убегать одному из дома, слушаться маму и папу, переходить дорогу по пешеходному переходу или зеленому сигналу светофора.)
Лягушонок: И я назад запрыгал –
Все дальше – скок да скок!
И как же показался
Обратный путь далек.
1-й чтец: Устали прыгать лапки,
Он выбился из сил,
Он мысленно у мамы
Прощения просил.
2-й чтец: И только на рассвете
Вернулся он домой –
Озябший, похудевший,
Уставший и хромой.
3-й чтец: Но это был наглядный
Полезный был урок.
Чтецы хором: Опасная прогулка
Пошла упрямцу впрок.