Главная » Файлы » Методические материалы

Степная аптека на службе человека. Коржевая Е.Н.
06.04.2014, 22:56

Программное содержание :
- приобщать дошкольников к культуре донского края;
- расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом;
- учить видеть красоту донских степей;
- закреплять названия о казачьей кухне, правильном рациональном питании;
- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : рубель, скалка, лекарственными травами; чабрец, донник, активизировать в речи детей слова; курень, казаки, станица.
- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Материалы и оборудование:

Видеоматериал о донской степи, иллюстрации с изображением степных трав и цветов, мини-экспозиция «Казачья горница», ( прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, рушник, икона, самовар, чугунок, глиняный горшок, казан)

Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, передадим с теплом своих рук хорошее настроение.
- Скажите, как называется город в котором мы живем? (Зверево)
- Как называется наша область ? (Ростовская область)
- А как ещё называют наш край? (Донской край)
- Почему донской край? ( потому что мы живем на берегах большой реки Дон)
- Кто раньше населял донские земли? ( казаки)
- А кто такие казаки? ( войны, вольные люди)
Молодцы! Как много вы знаете.
А сейчас давайте немного поиграем.
Психогимнастика «Васильки»
Утром солнышко проснулось
Улыбнулось, потянулось.
Раскрывают лепестки
Голубые васильки
Ветер в поле прилетел
Закружился, засвистел.
Закачались васильки.
Голубые лепестки.
Дождь на облаке приплыл
Все вокруг он намочил
Пьют водичку васильки
Голубые лепестки.
Вот и вечер пришел
Солнце с неба увел
Закрывают лепестки
Голубые васильки.

Воспитатель: -Ребята, скажите , где растут васильки? ( в степи)
- А что же такое степь? ( степь-это равнина)
- Как называется наш донской край ? ( степной край)
- Почему? ( потому что мы живем в степи)
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по донской степи.
-Как же нам туда попасть? ( произнести волшебные слова)
- А вот и степь раздольная, ковыльная. Подышим ребята свежим степным воздухом, полюбуемся нашей степью.
Просмотр видео материала «Степь»
Так что же растет в степи? (цветы, травы)
- Посмотрите ребята сколько много цветов растет в степи.
-Давайте выберем степные цветы и повесим на один мольберт, а другие на другой мольберт.
- Перечисляем названия тех и других цветов .
- А что же еще кроме цветов растет в степи? ( травы)
- А какие вы знаете степные травы? (полынь, ковыль, подорожник, донник, зверобой)
- Какие травы полезны? ( можно ими лечиться)
- Как можно по другому назвать ( лекарственные, лечебные)
Молодцы! Как вы много знаете про травы. Сможете ли , вы их собрать.
Налетел вольный степной ветерок и разнес наши травы. Вам нужно собрать из частей одну целую картинку травы ( на столах приготовлены разрезные картинки
различных трав, дети собирают и комментируют – какие травы они собрали)
- Для чего собирали эти травы казачки ?( дети перечисляют лекарственные свойства трав).
-предлагаю дальше прогуляться по степи ( без музыки, молча идут по группе). Скажите, казаки раньше вот так ходили и молчали в дороге? ( нет). Что же они делали? ( пели песни) Вы знаете казачьи песни? ( да). Так давайте споем, чтобы путь наш был веселее!
Песня «Пчелочка злотая»
- Ой , ребята смотрите, с песнями и плясками мы пришли куда-то!
(демонстрируется эпизод мультфильма «Жил-был Пес»
- Это что за поселенье? (казачья станица). Как называются эти строения?( хаты, курени) предлагаю пройти в казачий курень. Вместе зовем хозяев. Нет никого.
- Где же могут быть хозяева? ( ответы детей) . Присядем и подождем их. Где же можно присесть? (сундук, лавка) . Как здесь интересно! Что это ребята? (печь)
Для чего она нужна? (ответы детей).
Рассматриваем с детьми предметы быта казаков ( чугунок, казан, глиняный горшок, самовар, стол и т.д.)
Ребята, наверно казачке-хозяюшке некогда было на стол накрывать, поможем ей( с маленького стола выбираем посуду и говорим для чего она нужна)
Физминутка : казачья подвижная игра «Платочек»
Посмотрите, что осталось? (баночки с травой сушеной). Откроем и понюхаем, там за травы находятся ( дети определяются по запаху, последний – чабрец)
Знакомый запах? Вы знаете что это за трава? Показать картинку и сушеную траву чабреца. Вместе с детьми произнести название травы. Рассмотреть засушенную траву и вдыхаем её аромат. Беседа о пользе чабреца.
Легенда о чабреце. (воспитатель рассказывает казачью легенду о чабреце и одновременно инсценируя куклами все действия героев)
-Понравилась вам легенда? О чем в ней говорится?( самостоятельные высказывания детей о прослушанной легенде) .
- Ой, загутарились мы с вами, пора и чай пить с гостями, да травы наши полезные заваривать.
Игра : «Самовар кипит»
Угощение гостей чаем, выпечкой.
Пора и домой путь-дорожку держать. Возвращаемся в детский сад.
Подведение итогов: где мы с вами ребята побывали? Что нового узнали? Что понравилось?

Категория: Методические материалы | Добавил: Alenka
Просмотров: 607 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
дети